Из истории Нового Афона

Археологические исследования помогли установить, что ещё в 6-5 тыс. до н.э. (эпоха неолита) на южном склоне Иверской горы появилось поселение, существовавшее и в более поздние эпохи. На территории Нового Афона также обнаружены бронзовые топоры, наконечники копий, браслеты и другие предметы, относящиеся ко II -нач. I тыс. до н.э. (эпоха бронзы).

Примерно в IV в. н.э. на вершине горы возникло древнее городище Анакопия, которое, постепенно расширяясь, к XI - XII вв. заняло обширную площадь, включая морское побережье, где в это время строится удобная гавань, а весь город вдоль моря обносится новой оборонительной стеной.

Монастырь, водопад, пруды, парк, гидроэлектростанция, оливковые рощи, кипарисовые аллеи, пасека, часовни и многое другое, построенное трудолюбивыми монахами за 2-3 десятка лет, преобразили, облагородили прекрасную, но дикую природу. Официальным названием посёлка становится “Новый Афон” (“афон” в переводе с греч. - “тихий”, “безлюдный”).

В 1924 г., вскоре после установления советской власти в Абхазии (1921 г.), монастырь был закрыт.

А в Новом Афоне с 1932 г. началось активное создание курорта, который через несколько лет превратился в здравницу союзного значения.

Статус города Новый Афон получил в 1987 г. К настоящему времени, благодаря Анакопийской пещере, открытой в 1961 г., и православному монастырю, город получил широкую популярность среди туристов.

В XV в. Анакопия - хорошо укреплённый, богатый, многолюдный торговый и портовый город.

Но в16-17 вв., после захвата Абхазии турками, местное население постепенно покидает Анако-пию. Лишь на вершине Иверской горы разместился турецкий гарнизон, совершавший оттуда набеги на соседние абхазские сёла.

К кон. XVIII ст. город представлял собой развалины, заросшие густым лесом. Само название его забылось.

С 1875 г. эта местность начала оживать благодаря трудам иноков, прибывших из Греции, из русского православного монастыря, расположенного на Святой горе Афон.

Приезд царской семьи в Новый Афон

В 1888 г. Новый Афон посетил император Александр III с супругой, императрицей Марией Фёдоровной, и сыном Николаем (будущим Николаем II). Императорская семья прибыла морем на пароходе “Москва” и провела в Афоне всего один день. В честь этого события монахи построили на морском берегу часовню, установили у водопада мемориальную доску с надписью, а вдоль дороги от монастыря до церкви Симона Кананита, по которой царь прошёл пешком (т.н. “царская аллея”), высадили кипарисы .

 

Иверская гора. Город Анакопия (IV - XII вв.)

“Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу”.

А.П.Чехов, 1888г.

Так считал классик. Так оно и есть.

В IV в. н.э. на вершине горы местные племена основали поселение, укреплённое крепостью, назвав его Анакопией (“анакоп” по-абхазски означает “выступ”, “извилистая местность”). Первые сведения об Анакопии в письменных источниках появляются в V в. Поселение, постепенно разрастаясь, к VII в. занимает уже обширую площадь в 7 га.

В VII в. Анакопия служила центром княжества абазгов (предки современных абхазов), а позже, в конце VIII в., стала, на какое-то время, столицей Абхазского царства, объединившего ряд местных княжеств.

На протяжении нескольких столетий Анакопийская крепость являлась одним из наиболее мощных фортификационных сооружений всего Черноморского побережья Кавказа. В 736-738 гг. у её стен потерпела поражение 40-тысячная армия арабов под командованием Мурвана Кру (Глухого), покорившая до этого весь Кавказ.

Множество легенд связано с древней крепостью. Одна из них говорит, что неприступная Анакопия лишь один раз за свою историю, в 1032 г., была захвачена врагом, завладевшим ею с помощью хитрости и вероломства. Но византийцы (а это были именно они) смогли удержать крепость лишь 41 год.

Крепость на Иверской горе состоит из двух линий укреплений: цитадели 4-5 вв., расположенной на самой вершине, и трёх крепостных стен с башнями, возведённых в 7 в. в 100 м ниже по склону.

По преданию, в 1924 г. на вершине горы одному из иноков Новоафонского монастыря было явление Пресвятой Троицы, после чего здесь появился неиссякаемый источник целебной воды

Цитадель древней Анакопии (IV - VI вв.)

Находится на высоте 345 м над уровнем моря. Небольшая площадь (83x37 м) окружена мощной стеной, толщина которой 1,1 м, а сохранившаяся высота 4-5 м. У северо-восточной стены крепости видны несколько древних ступеней, ведущих на стену. Внутри цитадели сохранились развалины двух сторожевых башен - Западной и Восточной, а также христианский храм VI - VII вв. Величественная Восточная (Римская) башня, построенная, видимо, в IV в., имеет 4-х-угольную форму. В своё время она была четырёхэтажной, но сейчас её высота 16,3 м, площадь у основания 6x6 м. У северной крепостной стены находится один из древнейших христианских храмов Абхазии, построенный в VI -VII вв. на месте древнего абхазского языческого святилища. Храм сохранился лишь частично. На протяжении нескольких столетий он пользовался большой известностью из-за хранившейся в нём, по преданию, нерукотворной иконы Иверской Божьей Матери, совершившей множество чудес и исцелений, о которых упоминают древние рукописи.

 

Анакопийская церковь неоднократно подвергалась реставрации. В нач. XX в. новоафонские иноки построили внутри развалин Западной башни небольшую часовню (сейчас разрушенную), а к западной церковной стене пристроили два помещения, внутри которых находятся гробницы, выдолбленные в скале и закрытые каменными плитами. Снаружи цитадели, вдоль южной стены, монахи начали строить гостиницу, так и оставшуюся незаконченной. В начале XX века они же провели на гору электрическую канатную дорогу, разрушенную в первые советские годы.

В настоящее время из центра города к вершине Иверской горы проложена извилистая, до половины заасфальтированная дорога, по которой паломники и туристы могут подняться к цитадели за один час. Там они окунутся в благословенные волны седой древности, поклонятся христианским святыням, насладятся великолепной панорамой города и окрестностей, а также смогут испить воды из святого источника, находящегося внутри цитадели.

 

Келья (грот) святого апостола Симона Кананита

В 500-600 м от центра города, вверх по течению р. Псырцха, находится небольшой грот, в котором, по преданию, в течение почти двух лет жил один из 12 апостолов Христа - Симон Кананит. Симон Кананит прибыл на побережье Абхазии примерно в 53 г. н. э. и остался здесь, чтобы проповедовать христианство местным языческим племенам.

Грот, в котором он уединялся и молился, в 1884 г. был освящён водосвятием и в настоящее время часто посещается паломниками и туристами. Дорога к гроту проходит по очень живописному ущелью реки Псырцха мимо места предполагаемой гибели апостола. Симон Кананит был убит в 55 г. н. э. недалеко от своей кельи. Около тысячи лет назад на месте его погребения жители Анакопии возвели храм.

Храм святого Апостола Симона Кананита

Уникальный памятник средневекового зодчества, построенный на мощах апостола в 9-10 вв. в период расцвета Анакопии. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи. В настоящее время храм действующий.

 

Искусственный водопад. Гидроэлектростанция

В пойме р.Псырцха вода, застаиваясь, образовывала болота, порождавшие малярию и др. болезни. Для осушения этих болот и создания на их месте прудов иноки в 1882 г. соорудили плотину со шлюзами и водопадом (его высота - 8,6 м; длина по гребню - 21 м). Под водопадом были устроены обширные помещения, которые использовались как подвалы и холодильники. На плотине монахи построили двухэтажную каменную мельницу, рядом - пекарню. Вода по специальным каналам поступала также в лесопильню, прачечную, на кирпичный завод, орошала сады.

В 1902 г. здесь же на р. Псырцха,', была построена гидроэлектростанция - одна из первых в Российской империи, здание которой хорошо сохранилось до наших дней.

 

Псырцхпнская (Генуэзская) башня

Находится на морском берегу, рядом с пристанью. Она была построена \ в11-13 вв. для защиты города со стороны моря. Эта башня - единственное

сохранившееся сооружение так называемой береговой линии укреплений древней Анакопии.

В XIX в. монахи пристроили к башне 2-х-этаж-ную гостиницу для состоятельных богомольцев. В ней, кстати, в 1888 г. останавливался

А.П. Чехов. В советское время башня составляла часть одного из корпусов санатория "Абхазия".

 

Пруды. Приморский парк

Расположенная в центре города система из семи прудов создавалась иноками в нач. 1880-х гг. Вода в прудах проточная, чистая и прозрачная. Их стенки и дно облицованы каменной плиткой, максимальная глубина достигает 1,5 м. Раньше для нужд монастырской братии здесь в большом количестве разводили карпа, карася, форель и даже кефаль (которая, как известно, не водится в пресной воде). В настоящее время рыбы в прудах имеют лишь декоративное значение.

По тихим водам величаво скользят белые и чёрные лебеди. В зеркальной глади отражаются пирамидальные тополя, плакучие ивы, гордые пальмы "Вашингтония", растущие вдоль берегов. Небольшой парк, заложенный в 1908 г., живописен и богат разнообразной субтропической растительностью. Тогда же над прудами были сооружены несколько арочных мостиков.

 

Новоафонский православный мужской Симоно- Кананитский монастырь

Расположен на склоне Афонской горы. Построен прибывшими сюда в 1875 г. из Греции, со Святой горы Афон, иноками русского православного Пантелеи-моновского монастыря.

Местность, предназначенная для строительства, была дикой и пустынной, и понадобился громадный труд, чтобы расчистить непроходимые заросли, срыть каменистые горы, засыпать пропасти и, почти без помощи специалистов, воздвигнуть на скалах величественные храмы, жилые здания и хозяйственные постройки, освоить обширные земли для выращивания полезных культур.

Монастырь состоял из двух частей: нижней и верхней. Внизу, на берегу моря, с 1875 по 1884 гг. были построены: храм Покрова Божией Матери, гостиница для богомольцев, хозяйственные постройки, школа для абхазских мальчиков. Строительство верхней части было начато в 1884 г. и окончательно завершено к 1911 г.

Верхнее монастырское здание, имеющее в плане 4-х-угольную форму, строилось с 1884 по 1896 гг.; главный вход (Святые врата) обращён на юг, к морю. В здании сооружено 5 храмов: над Святыми вратами возведён храм Вознесения Господня, а по углам монастырского четырёхугольника расположены церкви, самая большая из которых (юго-восточная) посвящена апостолу Андрею Первозванному. Под колокольней находится трапезная, рассчитанная на 1 000 человек. К трапезной примыкала больница. Затем - прачечная с холодной и горячей водой.

Наиболее величественным и изящным строением обители является расположенный внутри монастыря Собор во имя великомученика и целителя Пантелеймона, вмещающий до 3 тыс. человек. Он был воздвигнут в 1888-1900 гг. по проекту арх. Н.Никонова при участии настоятеля монастыря о. Иерона. Первый камень в фундамент Собора заложил во время своего приезда император Александр III (1888 г.). Длина здания - 53,3 м; ширина - 33,7 м; высота главного купола - 40 м. Роспись собора выполнена к 1914 г. артелью “Волжских богомазов” под рук. братьев Оловянниковых и группой московских художников под рук. Н.В.Малова и А.В.Серебрякова.

При монастыре работали мастерские: живописи, переплетная, сапожная, швейная, часовая, литейная и др. Имелись две большие пасеки, винодельня и несколько заводов: по производству оливкового масла, конский, свечной, кирпичный.

К 1917 г. число братии достигло 730 человек, сам же монастырь стал одним из крупнейших православных центров Российской империи. Его величайшей святыней являлась чудотворная икона Божией Матери “Избавительница”.

В 1924 г. монастырь разделил трагическую судьбу множества других обителей - он был закрыт “как очаг контрреволюционной пропаганды”.

В годы советской власти на территории монастыря располагалась туристическая база отдыха, а в соборе - историко-краеведческий музей.

Во время грузино-абхазской войны 1992-93 гг. здесь находился госпиталь для абхазских воинов.

Возрождение монастыря произошло в 1994 г. Его основная святыня - чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.

В настоящее время монастырь открыт для туристов по ср., чт., пт., сб., вс., с 12.00 до 18.00.

Новоафонская пещера

В недрах Иверской горы находится уникальное чудо природы -огромная карстовая полость объёмом около 3 млн. куб. м.

Пещера была открыта в 1961 г. жителем Нового Афона Гиви Смыр, первым отважившимся спуститься в бездонный провал, который на протяжении многих десятилетий местное население пугливо обходило стороной.

В качестве туристического объекта пещера начала действовать с 1975 г. По искусственно пробитому тоннелю длиной 1360 м небольшой электропоезд доставит вас в потрясающий подземный мир. Таинственный мрак, оживлённый рукой человека, обнажит в свете софитов свои галереи, залы, озёра, сталактитовые дворцы.

Экскурсия по подземному маршруту длиной 1,4 км длится около 1,5 часов. Постоянная температура воздуха в пещере +11° С.

Использованы материалы Миловановой Натальи ("Путиводитель по Абхазии")

        

 

Hosted by uCoz